Организации и индивидуальные предприниматели (ИП) сталкиваются с вопросами проведения проверок редко, что зачастую является причиной слабого владения методикой проведения в ходе контрольных мероприятий, недостаточными знаниями своих прав и обязанностей, что не всегда позволяет осуществлять защиту своих интересов, а так же лишает субъекта возможности с полной мере использовать предоставленные ему законодательством права.
Проверка – форма контроля, в ходе которой контролирующим органом проверяется соответствие деятельности, осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями (ИП), требованиям законодательства Республики Беларусь
Назначение в отношении субъекта выборочной проверки зависит от наличия у плательщика критериев оценки степени риска (разрабатываются контролирующим органом, зависит от системы налогообложения, вида деятельности, фактов нарушения законодательства и проч. Выражается в баллах).
Срок проведения проверки организации не должен превышать 30 рабочих дней, ИП – 15 рабочих дней.
Виды проверок:
выборочные проверки (включены в План выборочных проверок)
внеплановые проверки (не включены в План выборочных проверок, назначаются по отдельным вопросам)
В зависимости от целей проведения различают также дополнительные и встречные проверки.
Бывают внеплановые тематические оперативные проверки.
Контролирующие органы так же вправе проводить:
мероприятия технического (технологического, поверочного) характера;
мероприятия профилактического и предупредительного характера (мониторинг).
Мораторий (запрет) на проведение проверок установлен в течение 2 лет с момента:
государственной регистрации организаций и ИП,
первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма,
ввода в эксплуатацию объекта строительства - в части деятельности проверяемого субъекта в отношении этого объекта,
присвоения УНП обособленным подразделениям организаций, создания представительств иностранных организаций и др. случаях.
Сопровождение плательщика при проведении налоговых проверок – одна из задач налогового консультанта при оказании услуг по налоговому консультированию.
Она заключается в:
разъяснении плательщику его прав и обязанностей в ходе проверочных мероприятий,
помощи в выборе стратегии поведения в ходе проверочных мероприятий и процедуры оспаривания для минимизации негативных экономических последствий для компании.